Экзотика → Вьетнам → Театр кукол на воде - искусство, рожденное на рисовых полях .docx

Театр кукол на воде - искусство, рожденное на рисовых полях .docx

Театр кукол на воде - искусство, рожденное на рисовых полях .docx

Под аккомпанемент веселой музыки традиционного жанра и барабанной дроби кукла-мальчик Тэу в одной набедренной повязке появляется на «сцене», представляющей собой поверхность воды, с неизменной фразой: "Здравствуйте всем! Мне, наверное, нет нужды представляться?!". Так начинается всякое представление традиционного вьетнамского театра кукол на воде. Выступление Театра кукол на воде «Тханглонг» всегда привлекает большое число иностранных туристов

В репертуар этого театра входят короткие пьесы с законченным сюжетом, содержание которых часто связанно с различными видами сельскохозяйственной деятельностью вьетнамских крестьян, такими как пахота, боронование, посадка риса, погон на пастбище скота и домашней птицы, рыбная ловля, или с традиционными играми, такими как качание на качелях, деревенские празднества на фоне вьетнамской природы и деревенского пейзажа.

Сценой для театра кукол на воде служит естественный или искусственный водоем, над поверхностью которого возводят декорации в виде общинного дома («динь»). Отсюда и пошло название сцены "тхюи динь" (общинный дом на воде). Куклами управляют артисты, стоящие по пояс в воде за плетеными ширмами. Представление проходит в атмосфере, одновременно таинственной и близкой для зрителей. Театр кукол на воде зародился во вьетнамской деревне, причем первоначально вместо кукол использовались огородные чучела, а сюжеты основывались на традиционных сельскохозяйственных занятиях крестьян дельты Красной реки. Куклы изготавливались из деревянных чурок, оставшихся от производства сельскохозяйственных орудий труда или при строительстве домов. Для управления куклами использовали нити, из которых плели рыболовные сети, и шесты из камыша или бамбука. Благодаря острому уму, кропотливому труду и богатому воображению народные мастера из дешевых материалов создавали уникальные куклы, которые двигались, почти как живые. Исследователями был проделан огромный труд по классификации деревень рисоводов в дельте Красной реки, где действовали коллективы театра кукол на воде. Из них самыми известными можно назвать деревни Нгуен и Донгкак (провинция Тхайбинь), Даотхук (район Донг-ань, пригород Ханоя), Намчик (город Намдинь), Виньбао (город Хайфон) Тхатьтхат (провинция Хатэй). Театральная техника в каждой деревне имеет свои отличительные черты и секреты. Например, артисты деревни Нгуен известны своим трюком взрывания петард под водой для изображения огнедышащего дракона; мастера деревни Даотхук управляют куклами так, что они «подпрыгивают» над поверхностью воды, катаются на качелях, прыгают с водной глади на буйвола и др. Театральная труппа деревни Нгуен много гастролировала за рубежом, их выступления в Италии, Франции, Германии и других странах встречались зрителями с восторгом.

В наше время традиционный театр кукол на воде в сельской местности, к сожалению, не так распространен, как в старину. Это связано с трудностью возведения "тхюи динь". Зато это искусство получило бурное развитие на современных сценах, таких как Центральный кукольный театр, Кукольный театр «Тханглонг» или открытая сцена "тхюи динь" во дворе Этнографического музея Вьетнама в Ханое. Их выступления продолжают привлекать большое число зрителей, особенно иностранных туристов.

Несколько лет назад молодой мастер Фан Тхань Лием родом из деревни Намчик (город Намдинь) разработал сборную мини-сцену "тхюи динь" из таких легких материалов, как картон и клеенка, и сделал соответствующие по размеру миниатюрные куклы. Требуется всего лишь несколько ведер воды и музыкальная запись на кассете, и артист-кукловод может в одиночку выступать со своими куклами в любом помещении. С таким театром, который Фан Тхань Лием назвал «мини-театр с максимальной эффективностью», артист успешно совершил поездку в Италию, где получил бурное одобрение зрителей.

Вьетнамский традиционный театр кукол на воде, развившийся на основе сельскохозяйственной деятельности вьетнамского крестьянства и неразрывно связанный с ним, по праву можно считать нематериальным культурным наследием вьетнамского народа.