Россия → Санкт-Петербург → Кунсткамера

Кунсткамера

Кунсткамера

Здание Кунсткамеры на Университетской набережной – одна из немногих сохранившихся до наших дней построек петровского времени. Петр I часто ездил за границу, посетив много европейских музеев. Из своих поездок он привозил понравившиеся ему модели кораблей и машин, приборы, астрономические инструменты, редкие книги, чучела животных и многое другое. Из поездок по России Петр привозил одежду и предметы быта различных народов, золотые самородки и прочие предметы. Царь покровительствовал ученым того времени и прислушивался к их советам и новым идеям. Так, в частности, Петру I понравилась идея известного немецкого философа Готфрида Лейбница о создании музея и собирания редкостей.

Первое собрание интересных экспонатов было перевезено из Москвы в Петербург в 1714 году и разместилось в Летнем дворце Петра I, в специальном помещении, названном Кунсткамерой («кунст» по-немецки – искусство. «камер» - комната). По распоряжению Петра I жителям России предписывалось за вознагражденье приносить и сдавать «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи… да зело великие (то есть очень большие) или малые перед обыкновенными и старые рукописи на каменьях, железе и меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно».

Коллекция редкостей стремительно растет, и Петр принимает решение о создании на ее основе музея, доступного для всех. Музей открылся в здании Кикиных палат в Русской слободе, здесь же разместилась и личная библиотека Петра I – пятнадцать тысяч томов. Но Кикины палаты находились далеко от центра города, и Петру I хотелось перенести музей поближе. В 1716 году по распоряжению Петра I центр Петербурга переносится на Васильевский остров. В 1718 году на стрелке началось строительство каменного здания Кунсткамеры. Первоначальный проект здания принадлежит Георгу Маттарнови, но в дальнейшем в строительстве принимали участие архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М.Г. Земцов. Официальное открытие музея состоялось в 1728 году, но строительные работы и отделка здания продолжались вплоть до 1734 года.

Здание Кунсткамеры состоит из двух одинаковых трехэтажных корпусов, которые соединены между собой центральной многоярусной башней. Верхняя восьмигранная башенка увенчана куполом со стеклянным глобусом. В восточном корпусе здания разместилась библиотека, а в западном  - музейные коллекции. Помещения центральной башни были предназначены для «анатомического театра» и первой русской обсерватории. Подарок герцога Голштинского, будущего мужа дочери Петра I Анны – Готторпский глобус установили в круглом зале третьего этажа. В 1747 году здание кунсткамеры сильно пострадало от пожара. Его восстановление происходило под руководством архитектора С.И. Чевакинского в 1754 – 1758 годах. Башенка здания вернулась на место только спустя двести лет  - в 1947 – 1948 годах. Для этого архитектор Р.И. Каплан-Ингель использовал старые сохранившиеся чертежи.

В конце XIX века к зданию кунсткамеры по переулку был пристроен флигель. В помещениях первого этажа музея еще можно увидеть сохранившуюся до нашего времени лепку в стиле барокко, а также скульптурные группы, бюсты и медальоны выдающихся ученых. Также можно увидеть барельефы «Россия» и «Празднующая Европа» работы скульптора Павлова, и барельеф с изображением великого математика XVIII века Л. Эйлера. Собрание экспонатов кунсткамеры с годами разрасталось, за счет, например, различных экспедиций Академии наук. В 30-е годы XIX века коллекция была разделена на четыре музея: Зоологический, Минералогический, Ботанический и Этнографический. В настоящее время в здании Кунсткамеры размещается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. В этом музее хранятся  и предметы петровской кунсткамеры. В помещениях центральной башни здания находятся музей М.В. Ломоносова и знаменитый глобус.


Похожие статьи