Ближний Восток → Израиль → Строительство Тель-Авива

Строительство Тель-Авива

Строительство Тель-Авива

Строительство Тель-Авива

 

Первым еврейским поселением, выросшим вне стен Яффо, был квартал Неве-Цедек, пстроенный в 1887 году. Тремя годами позже было начато строительство еще одного еврейского квартала – Неве Шалом. В 1890-1909 годах по соседству с этими кварталами были отстроены еще несколько, менее известных. Кроме того, в разное время на территории, занимаемой современным Тель-Авивом, существовали и другие поселения. Именно о них, незаслуженно забытых, я и хочу рассказать.

 

В 1883 году приехал в Палестину ребе Дов-Давид Фельман из небольшого украинского городка Межрич. Ребе посетил святые места, навестил знакомых и в конце своего визита решил приобрести участок земли, на всякий случай. Время поджимало, и после недолгих поисков он купил участок земли в 40 дунам на месте заброшенной арабской деревни Сумиель. Остатки домов этой деревни и сегодня можно увидеть на улице Ибн Гвироль — по четной стороне недалеко от здания Шекем сохранились фундаменты арабский строений, на которых позже были построены новые дома. Часть купленного участка – там, где сейчас находится площадь имени Ицхака Рабина, была диким апельсиновым садом, «пардес».

 

В том же 1883 году прокатилась по Украине очередная волна погромов, и это ускорило решение ребе Фельмана вернуться на землю Израиля. В начале 1884 года со всем своим многочисленным семейством Дов-Давид приезжает в Яффо. Семья была действительно большой, кроме жены – Сары-Иты, пароход из Одессы привез пожилую мать, четырех сыновей и трех дочерей. В скором времени семейство Фельман поселилось на собственной земле. Сначала во времянке, пока Дов-Давид вместе со старшими сыновьями строил дом, потом уже в собственном доме. Заброшенный сад был возрожден, была построена молочная ферма, курятники и теплицы. Постепенно хозяйство, получившее название «Нахалат Фельман», разрасталось благодаря труду и упорству всей семьи. Но летом того же 1884 года скоропостижно скончался глава семейства – ребе Дов-Давид, а спустя несколько недель умерла от болезни и самая младшая из дочерей, которой не исполнилось еще и двух лет.

 

Тяжелые удары, один за другим, потрясли мужественную семью, но не сломили ее. И теперь вдова ребе – Сара-Ита, с помощью старших детей занялась управлением растущего хозяйства. Отвага и целеустремленность этой немолодой уже женщины вызывали неподдельное уважение всех окружающих. И уважение это было настолько искренним, что даже кочевники-бедуины, нередко грабившие все хозяйства в округе без разбора, не трогали поместье этой смелой женщины. Сара-Ита умерла в 1936 году в возрасте 83-х лет. Еврейские поселенцы назвали ее «халуцат а пардесанут» — пионер садоводства в эрец-Исраель. Именно так, в честь Сары-Иты Фельман называется улица в Петах-Тикве. А в Тель-Авиве, в память о том первом саде, взращенном еврейскими руками, названа улица «Ха-Пардес» возле здания муниципалитета, в том самом месте, где более 100 лет было первое еврейское сельскохозяйственное поселение.

 

В конце 30-х годов Тель-Авив бурно разрастался и после смерти Сары-Иты сад был вырублен, а на его место переехал зоопарк дяди Маргулиса, где и просуществовал до его объединения с рамат-ганским «Сафари».

 

В 1890 году, спустя всего три года после начала строительства Неве-Цедек, о котором я уже рассказывал, было начато строительство еще одного еврейского поселения вне стен Яффо. Основателем этого поселения был Зерах Брант, до этого принимавший участие в создании поселения Петах-Тиква. Он купил большой участок земли к юго-западу от Неве-Цедек и построил там (при финансовой поддержке Аарона Шалуша) несколько домов, предназначенных под ренту для тех, кто был не в состоянии купить или построить себе дом самостоятельно. Построенные дома некоторое время пустовали, так как люди боялись селиться вне защиты стен Яффо. Турецкая полиция хоть в малой степени, но все-таки следила за порядком в городе. И тогда Зерах Барент оставил свой дом в Петах-Тикве и вместе с семьей переселился в новое поселение, показав тем самым личный пример. Новое поселение получило название Неве-Шалом — Обитель Мира. Но как раз мира там было не много. Одинокая семья в арабском окружении не раз подвергалась нападениям со стороны неспокойных соседей, но люди того времени были сильны духом. Желая поддержать Барнета, в новое поселение переезжает и главный раввин Яффо Нафтали Герц Халеви. Он построил себе дом прямо на берегу моря, так как его жене врачи настоятельно рекомендовали морской воздух. До окончания строительства, семья Халеви арендовала один из пустующих домов, построенных Барнетом. И действительно, морской воздух помог, состояние здоровья супруги раввина улучшилось, и, в скором времени, за раввином последовали его родственники, ученики и знакомые. К 1896 году поселение настолько разрослось, что там была построена большая синагога и школа изучения Торы – ешива, названная «Шаарей Тора» (Ворота Торы).

 

Немногим позже, в 1907 году, восточнее Неве-Цедек возникло еще одно поселение, заселенное в основном религиозными евреями. Свое название – «Оэль Моше» (Шатер Моше) это поселение получило в честь реального человека, Моше Асулина. Моше работал в адвокатской конторе Давида Моиеля и не смотря на свой возраст – ему в 1907 году было всего 26 лет, считался одним из лучших знатоков земельного кодекса оттоманской империи. Турецкое законодательство, а земельный кодекс в особенности, отличались запутанностью и противоречиями, но молодой адвокат настолько преуспел и их изучении, что даже турецкие власти обращались к нему за советом. Эти знания часто были на руку и еврейской общине – благодаря Моше находились возможности для приобретения земельных участков таких поселений как, Махане Йосеф, Керем Ха-Тайманим, Бренер и других, возникших после яффских погромов 1917 и 1921 годов. В знак глубокого уважения и признательности многочисленные еврейские товарищества и сообщества настояли на присвоении одному из поселений имени молодого адвоката.

 

В 80х-90х годах девятнадцатого века началась алия из Йемена. Большинство евреев-тайманим селились в Иерусалиме, некоторые селились в небольших и малочисленных еще в то время еврейских поселениях. Однако некоторые из них оставались в Яффо. Так с течением времени там образовалась небольшая община йеменитов. К сожалению, они обладали весьма ограниченными материальными возможностями, что не позволяло им ни купить дома, ни построить новые. И лишь благодаря помощи Аарона Шалуша, предложившего йеменской общине один из принадлежащих ему участков земли практически за бесценок, йеменцы смогли в 1896 году приступить к строительству своего квартала. Квартал, получивший название Махане Иуда, располагается между сегодняшними улицами Альрои и переулком Неве Шалом. Рядом с этим кварталом располагались заброшенные виноградники, поэтому, когда с годами разрастающийся квартал стал «отвоевывать» у виноградников землю, этот район получил новое название – Керем Ха-тайманим» (Виноградники йеменитов). Первые дома Махане Иуда строились без всякой планировки, между ними небыло улиц, да и в самих домах, по свидетельству очевидцев, зачастую кроме стен и крыши небыло больше ничего – ни пола, ни потолков. Перенося в свой квартал привычный для них уклад жизни, йемениты жили довольно тесно. К началу первой мировой войны в квартале проживало уже более 40 семей, был свой базар, пекарня, синагога, служивщая местом встреч и собраний. Потихоньку квартал разрастался, достигнув сегоднящних улиц Шабази и Метула. Однако теперь у олим из Йемена был выбор, и они селились в молодом городе Тель-Авиве, хотя большинтво все-таки старалось устроиться в Махане Иуда. Это приводтло к необычайной тесноте. В 1922 году в квартале жило 289 человек при самой высокой в Тель-Авиве плотности населения.

 

В начале 30-х пришло в квартал электричество и водопровод, строительство выло подчинено генеральному плану и в дальнейшем Махане Иуда был «поглощен» районом Шабази. Йеменские евреи считали, что ведут свое происхождение от колена Иуды, этим и объяснятся название поселка – Махане Иуда переводится как «Лагерь Иуды».

 

В 1904 году рядом с Махане Иуда началось строительство еще одно поселка йеменитов – Махане Йосеф, названного так в честь сефардского раввина Яффо – Йосефа Ароец. Оба эти поселения, расположенные между Неве Цедек и Неве Шалом, быстро разрослись и слились в одно, получившее название Шхунат Аарон (Квартал Аарона), в честь Аарона Шалуша, с чьей финансовой поддержкой и строились эти и многие другие поселения. Постепенно новое поселение вышло и за пределы этих границ, «отвоевывая» землю у заброшенных арабских виноградников и разрастаясь на север. Квартал, объединивший все эти поселения – и новые и более старые, получил название Керем Ха-Тайманим (Виноградники Йеменитов) .

 

Рамат Ха-Шарон. Сегодня это один из самых красивых и престижных городов в центре Израиля. Но даже многие жители Тель-Авива не подозревают, что в 20-х годах так назывался один из первых районов молодого города. Район этот расположен между старой автобусной станцией и улицей Иехуда Ха-Леви и сегодня он называется Митхан Ха-Хашмаль ( Электрический комплекс). Название это далеко не случайно. Некоторые считают, что название произошло от названия небольшой улочки в самом центре этого квартала, другие думают, что название дала району расположенная тут Израильская Электрическая компания. Но на самом деле именно тут в июне 1923 была открыта первая электростанция Тель-Авива и всей Палестины. Построил эту электростанцию легендарный человек – инженер Пинхас (Петр) Рутенберг, приехавший в Палестину из Полтавской губернии.

 

Начиная с 1924 года вокруг этого сооружения начали строиться первые дома, большие и шикарные. Дома окружались парками и клумбами, поэтому квартал Рамат Ха-Шарон сразу зарекомендовал себя как район состоятельных аристократов. Сегодня о истории этого квартала напоминает лишь памятная доска на одном из зданий электрической компании и небольшой сквер в сердце квартала, который унаследовал название – Ха-Шарон.

Но есть в современном Тель-Авиве кварталы, обладающие собственным духом, индивидуальностью и душой. О некоторых из них мне хочется рассказать вам отдельно.

Похожие статьи